Неудачна партия мыла . Устранение проблем…когда мыловаренный процесс идет не так.
Неудачна партия мыла. Устранение проблем…когда мыловаренный процесс идет не так.
- Проверяем рецепты.Не всегда рецепты, размещенные в Интернете или даже напечатанные в книгах, оказываются правильными. Только то, что вы видите этот рецепт в печатном виде, не означает, что в нем задано верно соотношение щелока к жирам, поэтому прежде чем смешивать ваши ингредиенты еще раз проверьте рецепт на мыльном калькуляторе. Изначально лучше всего задавать пережир/суперфэт 1% в калькуляторе сверх того количества которое вы планировали.
- Точность и еще раз точность. Если вы работаете с мерами объема и не взвешиваете ваши ингредиенты – вы на тонком льду! У некоторых мыловаров есть любимые рецепты: чайную ложку того, кружку этого…но если в этом случае заменить одно масло на другое, не проверив при этом коэффициенты омыления, либо допустить небольшое отклонение в объеме, то можно получить мыло с большим количеством свободной щелочи или пережиренное сверх меры.
Если вы все же взвешиваете ваши ингредиенты, насколько точны ваши весы? Чем меньше партия, тем точнее должны быть ваши инструменты для измерения. Лучше всего использовать весы с точностью взвешивания до десятых (0,1) или сотых (0,01) грамма, например ювелирные либо почтовые весы. Кухонные весы с точностью взвешивания до 1г годятся только для больших партий мыла, но не для партий весом 0,5-1кг. Те, кто варит маленькие партии, возможно захотят весы с максимальным пределом взвешивания до 100 г.
Если вы не уверены в точности весов, лучше откалибруйте их, либо для проверки взвесьте что-нибудь, с заранее известным весом. Например, 100 г масла, если конечно уверены, что там где вы его купили, вам назвали точный вес.
Когда дело доходит до воды, здесь не нужна идеальная точность. Диапазон количества воды может колебаться и можно измерить воду обычным мерным стаканом, дизайн которого основан не на объеме, а на весе воды. НО! Не взвешивайте им масла: разные масла имеют разную плотность, масла легче воды. - Что-то забыла положить?Иногда мы специально не добавляем что-нибудь в рецепт. А иногда обнаруживаем, что забыли что-либо добавить, когда видим оставшийся неиспользованный ингредиент на столе, либо в распечатке рецепта. Вы можете вспомнить, что сделали что-то не так, когда будете мысленно прокручивать в голове рецепт и вспоминать процесс. В любом случае, все, что было сделано не так, должно быть исправлено. Для этого партию мыла переплавляют, добавляя недостающие ингредиенты.
- Связь потери тепла и текстуры. Большинство проблем с текстурой связаны с потерей тепла. Обычно причина в слишком большой тепловой потере во время вымешивания мыльной массы, либо омыление происходит не так как положено из-за плохой тепловой изоляции мыла в форме. Все это может привести к плохой текстуре мыла или к образованию содового пепла. Если для вымешивания использовать погружной блендер и всегда проводить мыло через фазу геля, то этих проблем не возникнет, и мыло не будет хрупким или расслоенным, а резать его будет так же просто как сыр.
Наиболее распространенная проблема – это слишком большая потеря тепла во время перемешивания мыльной массы: чем дольше ее нужно перемешивать до следа, тем больше потеря тепла. Это особенно актуально, если вы перемешиваете вручную, делаете маленькие партии мыла или в рецепте содержится большой процент оливкового масла.
Лучше всего смешивать бьлендером не непрерывно, а включая его на короткие промежутки времени, делая паузы. Это поможет вам вовремя определить след и не ошибиться.
После того, как мыло залито в формы очень важно сохранить его естественное тепло, которое является нормальным признаком процесса омыления. Как только гель доходит до краев формы, поставьте мыло на воздух, чтобы позволить выйти избыточному теплу. Видеть гель впервые немного тревожно, т.к. создается впечатление, что с мылом происходит что-то не хорошее, потому что оно начинает темнеть от центра к краям. Часть мыла, которая вошла в гель кажется полупрозрачной. Темное пятно будет распространятся от центра к краям как внутри мыльной массы так и по поверхности. После того, как мыло полностью остынет и полупрозрачность уйдет, цвет мыла будет значительно светлее, чем до геля. Замечено, что мыло, прошедшее через гель темнее того, которое не прошло этой фазы. - Расслоение мыльной массы. Когда я впервые делал мыло, то сильно переживал о чрезмерном перемешивании мыла, т.к. был предупрежден, что чрезмерное размешивание мыла может вызвать его расслоение (как и недостаточное размешивание). Казалось, что бы ты не делал, всегда будет расслоение … и оно было! У меня было 9 испорченных по этим причинам партий мыла! С тех пор, как я стал использовать погружной блендер для вымешивания, расслоение и формирование содового пепла происходит очень редко.
- «Ложный след». Когда мыло начинает густеть, новичкам легко ошибиться и подумать, что это след. Часто бывает, что глядя на слегка загустевшее мыло новички думают, что мыло готово, но это «ложный след». Другая ошибка – смешивание на поверхности: нужно перемешивать всю мыльную массу.
- Влияние отдушек. Иногда расслоение вызывают отдушки. Покупая отдушки, убедитесь, что они подходят для варки мыла холодным способом. Неподходящая отдушка может испортить всю партию мыла, спровоцировав расслоение или створаживание мыльной массы. Такое мыло можно спасти переплавкой, но не стоит повторять этот опыт, если можно избежать таких проблем.
- Чрезмерная тепловая изоляция мыла. Чрезмерная тепловая изоляция мыла, содержащего молоко и /или мед, может привести к сильнейшему расслоению массы, что доставляет немало огорчений.
Иногда видно, что мыло расслоилось до того, как вы его порежете, но бывает, что внешне мыло выглядит отлично, но когда вы начинаете его резать, изнутри выливается огромная лужа масел, прямо на ваших глазах. Внутри такое мыло выглядит как пещера со сталактитами и сталагмитами. Необычный эффект, но нежелательный.
Будьте внимательны с медово-молочным мылом и, как только оно пройдет гель, дайте быстро остынуть. Я обычно открываю форму
с мылом и оставляю в таком виде на столе, перемещая с места на место, до тех пор, пока поверхность стола под формой не перестанет нагреваться. Можно также поместить мыло на шкаф, где циркуляция воздуха лучше. Как только гелевая фаза дошла до краев
формы (в любом мыле), откройте форму, улучшив доступ воздуха, чтобы тепло свободно уходило. - Маслянистый мыльный блок.Иногда на поверхность вынутого из формы мыла может немного просочится масло. Если эта утечка минимальна и на краях и боках мыльного бруска есть немного масла либо на поверхности небольшие масляные бусинки, то это не страшно и можно просто вытереть такие места бумажными салфетками. Возможно, некоторые отдушки могут спровоцировать такой эффект, но не факт. В мыле ароматизированном эфирными маслами такого не замечено. Если же утечка внутри и в толще мыльного бруска есть полости с маслом, то такую партию придется переплавить.
- Масляный слой на мыле. Это может случиться у каждого: после остывания на мыле остается небольшой слой масла. Возможно, Вы взяли слишком мало едкого натра (NaOH), и масло попросту не омылилось.
Проверить это можно очень просто: слейте масло в отдельный стаканчик и взвесьте его. Также измерьте вес мыльного блока. Сложите оба показателя и сравните с теоретически рассчитанным весом. Если данные не сходятся, и разница существенна, значит на лицо нехватка NaOH.
Качество NaOH также может быть причиной неомыления части масла.
Еще одна возможная причина: химическая реакция не произвошла или прошла не полностью. В этом случае необходимо растопить мыло вместе с неомыленным маслом и снова залить в форму. Не забудьте добавить масло, иначе мыло получится слишком едким. Можно даже добавить еще жидкости или дополнительное масло, так как при первом приготовлении наверняка были неизбежные потери. - Эффект сыра элементаль. Если Вы при разрезании мыльного блока на кусочки обнаружите дыры, подобные дырам знаменитого элементальского сыра, будьте предельно осторожны: сразу наденьте перчатки впрочем, они всегда должны быть на Вас одеты, если Вы работаете с находящимся в стадии подготовки мылом). Сами по себе дыры не опасны (воздушные пузырьки) – опасна собирающаяся в них жидкость. Это может быть и безопасное эфирное или жидкое масло, но и разъедающий кожу щелочной раствор. Определить что это можно с помощью полосок, определяющих уровень рН. Если это действительно щелочной раствор, Вам следует это мыло растопить и хорошо перемешать мыльную массу. Если жидкость – эфирное или жирное масло, значит, мыльную массу при приготовлении плохо размешивали.
- Выступающая жидкость. Иногда так случается, что вместо прочного, ароматного мыла, образуется нечто, покрытое слизкой пленкой, которая, худшем случае, капает из старой формы на полку. С тем же ужасом мыловар смотрит на жидкое или желеобразное образование на дне формы. Порою, эта жидкость выливается из ядра блока при разрезании. Этот жидкий сердечник очень неприятен, тем более, потому что едок. Поэтому, на всякий случай, при разрезании мыла на кусочки всегда надевайте перчатки. Неважно внутри или снаружи скопилась жидкость, мыло следует снова растопить вместе с этой выступившей жидкостью. В сомнительном случае можно даже добавить немного дополнительного масла.
- Мыло не густеет (не схватывается) .Убедитесь, что Вы взяли верное количество NaOH. Новые рецепты проверьте с помощью мыльного калькулятора.
Если Вы взяли верное количество щелочи, то вероятно в Вашем мыле содержится слишком высокий процент «мягких» масел, таких как подсолнечное, сафлоровое и т.д.
В беде может помочь продолжительное (не мене 15-20 минут) размешивание массы с помощью миксера. Если миксера нет, мыльную массу следует поставить в печь, разогретую до 70-100° C, и регулярно помешивать. - Получается ломкое, обламывающееся мыло. Если мыло разламывается, рассыпается при разрезании блока на кусочки и кроме того жжет руки, то возможно Вы добавили слишком много едкого натра (или забыли добавить какое-нибудь из подготовленных масел). Причины могут быть самые прозаичные: например, у Вас неверно показывают весы. Обязательно взвешивайте компоненты, не полагаясь на этикетки. Если имеется подозрение, что в готовом мыле отсутствует какое-нибудь из масел рецепта, Вам просто необходимо взвесить готовый блок и сравнить его вес с теоретически рассчитанным.
После обнаружения нехватки масла, Вы можете снова растопить мыло и добавить недостающий компонент.
Если в мыле содержится значительное количество жиров, твердеющих при комнатной температуре, и, кроме того, был уменьшен состав воды или добавлена соль, Вы можете наблюдать тот же эффект. В этом случае на качество мыла это никак не влияет и является чисто оптическим недостатком. В этом случае можем порекомендовать разрезать мыло на кусочки с помощью гитарной струны. А из мыльной щепы можно сделать пару хороших мыльных шариков
К ломке готового мыла могут привести и некоторые использованные эфирные масла. В этом случае может помочь добавление в предварительно растопленное мыло дополнительного количества жидкости. - Получается слишком мягкое мыло, распадающееся на части при резке .Если мыло нельзя разрезать без распадения его на части и при этом оно еще и очень мягкое, маслянистое, и Вы все сделали правильно и по верному рецепту, то Ваше мыло скорее всего не смогло пройти гелевую фазу. Для решения этой проблемы существует два варианта: или оставить мыло дозревать на дополнительные 10 - 14 дней, или разрезать мыло тонкой гитарной струной.
- Сырая мыльная масса распадается еще в кастрюле. Бывает так, что мыльная масса начинает распадаться на отдельные комочки прямо в кастрюле: щелочь отделяется от масла, кроме того, в массе начинают плавать отдельные мыльные хлопья. Если это происходит до добавления в массу эфирных масел, то причиной может быть добавление слишком горячих добавок: например, меда или масла для пережиривания.
Для устранения данного дефекта можно растопить масло в духовке при 100градусах, временами помешивая, до тех пор пока масса не приобретет гомогенное состояние. После того, как масса начнет напоминать по консистенции вазелин, в нее можно будет как обычно добавлять эфирные масла и краску.
Если же распадение массы происходит после добавления эфирного масла, растапливать мыло в духовке не стоит, так как тем самым Вы выпарите все дорогостоящие эфирные масла, которые Вы использовали в рецепте. Устранить этот дефект можно, размешивая массу вручную. При определенной доле упорства и терпения, Вы достигните Вашей цели. Если же размешивание не помогает, остается один путь – духовка, со всеми вытекающими для эфирного масла последствиями. - Белый порошкообразный налет на мыле . На готовом
мыле образуется тонкий белесый налет, так называемый «содовый пепел». Это – проблема оптики, т.е. не оказывает существенного влияния на качество мыла, а неприятна только для эстетического восприятия. Предотвратить этот эффект можно, накрывая сырое мыло после помещения его в форму целлофановым пакетом. Устранить этот
дефект можно, смыв слой или срезав его ножом.
Будьте внимательны, не перепутайте этот дефект с выкристаллизовавшейся щелочью. Чтобы узнать наверняка, что это, слегка намочите мыло и проведите по нему тест-полоской, определяющей уровень pH. - Белые точки в мыле. Внимание! Этими точками могут оказаться кристаллы щелочи! Это может произойти, если кристаллы едкого натра не полностью растворились в жидкости. Можете протестировать пару кристалликов
тестовой полоской. Если это NaOH, мыло придется выбросить – других вариантов нет.
Но это могут быть случайно образовавшиеся в мыле при смешивании миксером воздушные пузырьки с сегментами содового пепла. - Выражено
неравномерная текстура мыла. Если мыло было недостаточно изолировано или лишь частично прошло гелевую фазу, могут образовываться нерегулярные, отличающиеся по цвету и крошащиеся края или углы. Этот эффект может со временем (при дозревании)исчезнуть. Если, все же, спустя 6 недель он еще заметен, а кроме того, мыло само по себе крошиться или выделяется жидкость, то это означает, что при приготовлении мыло плохо смешалось. В этом случае мыло необходимо накрошить на терке и снова растопить с небольшим количеством жидкости. Хуже всего этот эффект воздействует на мыло с мраморной текстурой, так как в этом случае, после топления, рисунок мыла восстановить нельзя. Как вариант можно добавлять в такое растопленное мыло маленькие кубики готового мыла контрастного цвета - Мыло не хочет вылезать из формы. Этому можно помочь, поместив форму в морозильник. Дать мылу как следует промерзнуть, а затем слегка оттаять. В результате этого между мылом и формой образуется талая вода, благодаря которой мыло с легкостью покинет форму.
Формы можно прокладывать пакетиками или намазывать жиром, например, смесью оливкового масла и пчелиного воска. - Кристаллы NaOH в готовом мыле. Беспримерно наихудший из возможных дефектов, так как подразумевает, что мыло будет необходимо утилизировать, т.е. выбросить. Причина – кристаллы щелочи плохо растворились в щелочном растворе во время приготовления. Будьте внимательны и работайте тщательно, чтобы не пропустить ни одного кристалла.
- Мыло плохо пахнет. Этому могут быть несколько причин. Например, кофейные или молочные мыла тем знамениты, что первые дни могут иметь далеко не приятный запах. Этому может помочь только терпение. Плохой запах улетучится и в течении следующих недель «пробьется» планируемый вами аромат. Складирование мыла для дозревания на хорошо проветриваемых полках значительно этому способствует. Если же мыло начинает спустя нескольких недель или месяцев издавать неприятный запах, то, скорее всего, Ваше мыло прогоркло. К счастью такое может произойти лишь в исключительных случаях, например, если использованное масло было не первой свежести. Тоже бывает, когда использованные компоненты оказались несовместимы друг с другом.
Таблица симптомов и способов их устранения.
Признак | Причина | Устранение |
В мыльно бруске есть полости наполненные водой |
Плохо смешан раствор щелочи с маслами |
Если маленькие полости, возможно впитается со временем, если большие -переплавить |
В мыльном бруске есть небольшие полости наполненные маслом |
Часто провоцируется отдушками или добавление суперфэта, который перемешивается с массой |
Если маленькие полости, возможно впитается со временем, если большие -переплавить, убедитесь, что добавивши всю вытекшую жидкость в кастрюлю для переплавки. В следующий раз суперфет добавляйте сразу, а не вслед |
Мыло не затвердевает |
Мало щелочи или омыление по прошествии 24 часов прошло недостаточное |
Проверьте рецепт и вспомните процесс в деталях, внесите корретивы и переплавьте |
Мыло ломкое или трескается |
Часто провоцируется отдушками или добавление суперфэта, который перемешивается с массой |
Если выясниться. Что действительно есть избыток щелочи, переплавьте , добавив масел. Некоторые мыла бывают хрупкими из-за особенностей масел, входящих в состав, значит нужно увеличить количество воды (жидкости) |
Из мыла выделяется щелочной раствор |
Очень плохо перемешано! |
Обязательная переплавка! Еще раз проверьте количество щелока и суперфэт в рецепте. Убедитесь, что собрали ВСЮ выделившуюся жидкость для переплавки. |
Мыло рассыпчатое и сухое |
Рассыпчатое и сухое, больше напоминает стиральный порошок |
Проверьте рецепт, внесите коррективы и переплавке, добавив масла. Которые забыли положить, во время переплавки |
Мыло рассыпчатое и мягкое |
Мягкое и рассыпчатое- это, которое крошиться во время резки, то если растереть его между пальцами, то оно маслянистое. Это обусловлено смешиванием и недостаточным омыление. Причина в большой потере тепла во время смешивания. Чем меньше партия, тем быстрее тереться тепло во время смешивания. Если это было ручное смешивание, это могло произойти от потери тепла во время активного размешивания, либо размешивание не достаточное, либо истинный след не был достигнут. С погружным блендером это могло произойти из-за долгого смешивания без перерывов и создалась иллюзия следа, когда на самом деле масса загустела из-за того, что твердые масла остыли и стали густеть. |
Если рецептрасчитан на маленькое количество масле, тотувеличте температуру смешивания. Например, если обычно вы смешиваете при температуре 30 град, то смешивайте при 40-45 град. Те кто готовит действительно большими партиями могут позволить себе наоборот уменьшить температуру, так как после разлива по формам мыло само нагреться очень сильно. Если мыльная масса творожиться (становиться зренистой) после того, как вы вмешали щелочной раствор, имеет смысла нагреть немного мыльную массу на водяной бане в течение одной – двух минут, до тех пор, пока структура не нормализуеться и поверхность не станет атласной. Во время нагрева продолжайте мешать. После этого выключите нагрев.. Если вы используете погружной блендер. Не забываете, что надо мешать дробно, делать перерывы. Это поможет определить вам настоящий след, ан е принять загустевание масла за след и вылить мыльную массу в формк до того, как она будет готова. |
Мыло расслоилось прямо в кастрюле |
Это действительно неприятно, когда мыло расслаивается или творожиться в кастрюле. Обычно это происходит из-за добавления отдушек. |
Это частая проблема с от душками. Не все от душки подходят для мыловарения холодным способом. Убедитесь, что вы приобрели отдушку у такого поставщика, которому точно можно доверять и который проверяет свои отдушки для мыловарения. Эфирные масла не провоцируют такую проблему. Исключение составляет гвоздичное масло, которое может ускорить след. Нкоторые отдушки могут ускорять появление следа, в таком случае можно облегчить себе работу, увеличив количество воды в рецепте. |
Мыло остается пластичным на протяжении первых нескольких недель |
Понятия не имею в чем причинаJ |
У меня было пару партий в то время, когда я смешивала вручную и я до сих пор не имею представления, чем это обусловлено. Мыло напоминает мягкую глину или конфету, но в остальном у него отличные свойства. |
На мыле образуется пепел –белая пудра на боковых сторонах, а чаще сверху мыла. |
Недостаточное вымешивание, недостаток тепла, отсутствие гелевой фазы |
Я боролась с этим явлением до тех пор, пока не стала использовать погружной блендер и все мое мыло стало проходить гель.. Заливка мыла в форму глубиной больше одного дюйма поможет лучше сберечь тепло и мыло пройдет гелевую фазу. Иногда бывают случаи когда на поверхности образуется пепел не смотря на то что мыло прошло хороший гель.. Я заметила, если я не срезаю образовавшуюся корочку во время нарезки, то на этой корочке выступает капельками глицерин, образовавшийся в мыле. Моя первая рекомендация по проблемам пепла – это пользоваться бленедром и обязательно проводить мыло через гелевую фазу. У некоторых получается справляться с этой проблемой, добавляя в рецепт несколько граммов воска или накрывать свежезалитое мыло листом пластмассы или бумаги для заморозки.. Запечатывание мыла и не допускание к нему воздуха первые пару дней могут предотвратить образование пепла на партиях, предрасположенных к этому. |
Странные оранжевые пятна, сформировавшиеся со временем |
Это немного мистично. Но вообщемто может случиться с черезмерно пережиренными партиями, или мыло храниться в условиях повышенной влажности и тепла. Возможно прогоркло. |
Старайтесь удерживать суперфэт в среднем диапазоне . Я предпочитаю 4-5%. Старайтесь хранить готовое мыло в сухом прохладном месте. Использовать в качестве суперфэта стабильные масла. |
По краям мыло светлее, чем в центре. |
Это происходит когда мыло проходит через гелевую фазу, но его края, соприкасающиеся со стенками формы не нагреваються и не входят в гель. Они могут быть более прозрачными чем центр и слоенной структуры |
Убедитесь что мыло загелилось до краев, прежде чем открывать его. А еще, если температура в комнате низкая, и вы используете деревянную форму, ее можно нагреть на слабой мощности в духовке в течении 10 минут, перед тем, как залить туда мыло. Это будет препятствовать тому, чтобы внешний слой мыла отдавал слишком много тепла. |
Источники: Miller's
Homemade Soap Pages,
»
- Добавить комментарий
- 56583 просмотра