Пропустить навигацию.

Как появилось мыло

Что только не применяли когда-то люди для стирки! В ход шли бычья желчь и мозговые кости, разложившаяся моча и свежий помет, яичные желтки и кипящее молоко, мед и пивные дрожжи, теплые отруби и бобовая мука, селитра и гуммиарабик, опилки, зола. Чаще всего использовали разложившуюся мочу животных, содержащую уреаты и аммиак, в присутствии которой вода пенилась. Во многих странах для стирки применяли корни, кору или плоды растений типа мыльнянки. Они содержат жидкость, которая пенится в воде благодаря наличию в ней до 10% сапонинов - моющих веществ природного происхождения. В отварах мыльнянки стирали шелка, при этом ткань не разрушалась и не линяла. Этой травой стирали и в бедных хижинах, и в богатых усадьбах. Уличную грязь (в которой недостатка не было) смывали так: сначала одежду опускали в горячий раствор бычьей желчи, а затем полоскали в ключевой воде. Высохший костюм посыпали мелким чистым песком, били палками, терли щетками. Еще одно признанное средство - смесь древесных опилок, воды и гуммиарабика. Многие столетия стирали с помощью поташа, соды или древесной золы. Для этого в бочку с нагретой до кипения водой клали белье, а затем насыпали соду или опускали мешочек с золой и все тщательно перемешивали. На Антильских островах и в наше время используют для стирки кору белого орехового дерева.

Судя по записям на шумерских табличках (датируемых 2500 годом до н.э.), самое первое мыло изготавливалось путем смеси воды и древесной золы, которую кипятили и в последствии растапливали в ней жир, получая тем самым мыльный раствор.

Долгое время изобретение мыла приписывалось именно римлянам. Именно в Риме мыловарение приобрело широкое распространение и выделилось в отдельную ремесленную отрасль. Так при раскопках Помпеи археологами была раскопана мыловарня, где найдены готовые куски мыла. Есть версия, что само слово soap (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. (У римлян мыло называлось sapo. Из этого слова позднее у англичан образовалось soap, у французов - savon, у итальянцев - sapone.) Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра, полученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье. Кто-то заметил, что благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче. К моменту, когда римский писатель и ученый Плиний Старший составлял трактат «Естественная история», мыло стало неотъемлемой частью жизни римского населения. Плиний писал о способах приготовления мыла путем омыления жиров. При этом изготавливалось как твердое, так и мягкое мыло, получаемое с использованием соды и древесной золы (поташа). Твердое мыло отличалось своей жесткостью и использовалось исключительно для стирки, в то время как мягкое мыло использовалось в косметических целях, в том числе и для укладки волос.

После падения Римской империи и с началом так называемого темного времени в Европе, чистота и личная гигиена отошли на второй план, поэтому производство мыла пошло на спад, но рецепты не были утеряны и небольшие кустарные мастерские продолжали дело мастеров древности.

Об изготовлении мыла в средние века имеются лишь скудные сведения. Вероятно, арабы в VII веке н. э. узнали способ обработки мыльного раствора гашеной известью и таким образом стали изготавливать твердое мыло. От арабов искусство мыловарения проникло в Испанию. Здесь научились делать твердое красивое мыло из оливкового масла и золы морских растений. Повсюду на Средиземноморье, где выращивали масличные растения, стало процветать мыловарение. Центрами были Аликанте, Карфаген, Севилья, Савона, Венеция, Генуя, а с XVI века также Марсель и Неаполь, благодаря наличию на близлежащей территории сырьевых источников, то есть оливкового масла и соды. Масло, получаемое после первых двух прессовок, употреблялось в пищу, а после третьей использовалось для приготовления мыла. С этого времени мыло начало все более широко применяться в качестве моющего средства.

Во дворцах знати эпохи Ренессанса стали уделять большое внимание чистоте, но еще большее - приятному запаху. Существовала мода на запахи, поэтому изготовление душистых веществ и мыла в те времена находилось под влиянием модных веяний из Парижа. Еще бы! Где же найти ароматические вещества, как не на юге Франции с его обилием цветов, которые издавна здесь выращивали. Иногда мыло служило подарком. Крестоносцы в XII веке привозили знаменитые мыльные шарики из Дамаска и приносили в дар своим возлюбленным. В XV и XVI веках рыцари и купцы привозили пахнущие шарики из Венеции. На них были вытиснены лилии, еловые шишки, полумесяцы.

Во времена Каролингов искусство мыловарения было широко распространено. Управляющим и арендаторам в Аквитании (Юго-Западная Франция) было указано при наборе батраков следить за тем, чтобы среди них были люди, умеющие варить мыло. Любящий роскошь французский король Людовик XIV лично интересовался производством туалетного мыла. Гольберт, его министр финансов, "выписал" из Генуи специалистов по мыловарению. Возникла новая промышленность, оказавшаяся вскоре под защитой французского государства, которой предписывалось использовать только душистые масла из Прованса. Марсель стал метрополией производства такого ценного мыла.

Лишь с конца XIV века марсельское мыло уступило свое место в международной торговле венецианскому. Так же мыловарение активно развивалось в Италии, Греции и Испании. В XV веке в Италии, в Севоне, начали впервые выпускать твердое мыло промышленным путем. При этом жиры соединялись не с золой, а с природной кальцинированной содой. Это значительно снижало себестоимость мыла, а, следовательно, перевело мыловарение его из разряда ремесленного производства в мануфактурное. Начиная с XIV века, мыловарни стали появляться и в Германии. Для варки мыла использовали говяжье, баранье, свиное, лошадиное сало, костяной, китовый и рыбий жир, отходы жиров различных производств. Добавляли и растительные масла - льняное, хлопковое, оливковое.

История мыловарения в России уходит своими корнями в допетровскую эпоху. В античные времена использовали специальные глины, способные сорбировать грязь и пыль с одежды. Кстати, название Сапун-горы под Севастополем означает "мыльная гора". Глину, добываемую на этой горе, использовали для мытья тела и стирки одежды. Главным центром мыловарения был город Шуя, на его гербе даже изображен кусок мыла. Но русские умельцы быстро научились изготавливать мыло из поташа и животных жиров. Таким образом, в каждом доме было налажено производства этого столь необходимого в быту продукта. Ширилось число мелких мыловаренных мастерских, тем более что Россия располагала всеми необходимыми для этого ресурсами, и в первую очередь древесиной, так как в основе поташа лежала именно зола.

Поташ стал одним из основных продуктов экспорта, что привело к массовой вырубке лесов. К началу царствования Петра I остро встал вопрос о поиске более дешевого заменителя поташа. Проблема была решена в 1685 году, когда французский химик Николас Лебман смог получить из поваренной соли соду. Этот отличный щелочной материал вытеснил поташ.

В связи с особыми экономическими условиями, первые мыловаренные фабрики стали появляться в России лишь в XVIII веке. В Москве на тот момент было известно две: в Новинской и Пресненской частях. К 1853 году в Московской губернии их число выросло до восьми. Потребителями мыловаренных заводов стали многочисленные суконные, ситценабивные и красильные фабрики.

Одним из старейших отечественных комбинатов, пережившим революции и перестройку, является Нижегородский масложировой комбинат. Здесь выпускают мыло с 1905 года. Среди всего многообразия ассортимента неизменным остается всем известное хозяйственное мыло. Потому что даже в современном, полностью автоматизированном быту это мыло остается востребованным.

Известность нынешней «хозяйке» принесли ее предки. Первыми сортами хозяйственного мыла являлись ядровое и эшвегерское (мраморное). В рецептуру ядрового мыла, которое выпускалось четырех сортов (высший, первый, второй и третий), входили сразу несколько компонентов: сало животное, масло пальмовое, техническое мыло и кокосовый соапсток. Высший сорт выпускался исключительно по заказу. Это мыло изготавливали по классической рецептуре для туалетных мыл первой группы: 80-85% ядрового жира (говяжье сало) и 15-20% клеевого жира (кокосовое масло). Только в это мыло по договоренности с клиентом вводилась соответствующая отдушка для придания парфюмерного аромата. Первый, второй и третий сорта устанавливали в зависимости от процентного содержания в них добавки: соапсточного или технического мыла. Эшвегерское - мраморное мыло - выпускалось одного сорта. Перед сливом в формы для остывания мраморное мыло должно было содержать омыленных жирных кислот 48% и строго определенное содержание электролитов: каустика, соли, жидкого стекла. Причем этот набор мыловар определял интуитивно, так как содержание электролитов в наборе колебалось в зависимости от рецептурного набора жиров, в который входили сало говяжье, кокосовое и пальмоядровое масла, допускался ввод небольшого количества соапсточного мыла. Иными словами, опытный мастер-мыловар был настоящим виртуозом своего дела. Во время остывания в форме под действием электролитов происходило выделение светлой ядровой части, которая застывала отдельными скоплениями на общем, более темном фоне клеевой части, окрашенной в синий цвет. Ультрамарин вводился в конце варки для создания в мыле мраморных прожилок синего цвета и для подсиньки белья во время стирки. Особенно красивым было мыло с крупным мраморным рисунком, который придавал куску особо привлекательный товарный вид. Такое мыло пользовалось повышенным спросом, его мог сварить только мыловар самой высокой квалификации. Готовое мраморное мыло из котла по деревянным лоткам заливалось в деревянные и железные формы, находившиеся в подвальном помещении. Они вмещали от одной до пяти тонн мыла. В эти же формы сливалось и ядровое мыло. И мраморное, и ядровое мыла охлаждались в формах в течение трех недель. Затем формы разбирались, мыло резалось проволокой вручную на плиты, а затем специальной машиной на куски. Для придания куску товарного вида мы¬ло также вручную штамповалось.